Зарубежный опыт

Испанская система здравоохранения: одна из лучших моделей в мире

Конспект конференции «Последипломное образование, непрерывное профессиональное развитие медицинского персонала (опыт Испании)», которая прошла 25 мая 2018 года на базе клиники «Обериг»

Спикерами были:
• директор Barselona Medical Consalting Ольга Соловьева,
• зав.кафедрой общественного здоровья медфакультета университета Барселоны, председатель комиссии по аккредитации и повышению квалификации медперсонала минздрава Каталонии, доктор Жузеп Рома Миллан.

Самые важные акценты для меня, организация системы здравоохранения:
1. Система здравоохранения Испании – пример успешной бюджетной модели. Все медицинские услуги полностью оплачивает государство. Исключения: стоматология и эстетическая медицина. Особое внимание уделяют соотношению «затраты-результат» на уровне системы.

2. С 1978 года (начало реформы) все полномочия в сфере здравоохранения переданы автономиям, а именно департаментам здравоохранения автономных сообществ. Минздрав выполняет координационные функции.

3. Внедрена единая национальная система контроля качества в медицине. Существуют унифицированные драйверы оценки качества – структурные и функциональные. Данные находятся в публичном доступе: отображается количество и состав хирургических операций по госпиталям, соотношение параметров «сложность случаев – выживаемость» и мн. др.

4. Система здравоохранения полностью информатизирована.

5. Территориальное расположение медицинских учреждений планируется строго с учетом уровня сложности услуг и плотности населения регионов. Существуует «инвестиционный путеводитель», т.е. даже частный инвестор не может построить что хочет где хочет, а должен это делать в едином контексте и в системе. Чётко разделены высокотехнологические госпитали и «госпитали выхаживания»-социосанитарные центры.

6. Частный сектор дополняет государственный за счет сервисного компонента и решение для пациента проблемы «лист ожидания».

7. Количество врачей: 3,8 на 1000 населения.

Обучение врача в Испании:
1. Для подачи документов на поступление в медицинский университет (неважно, частный или государственный) выпускник школы должен набрать в аналоге нашего ЗНО минимум 13 баллов…из максимально возможных 14! (для сравнения, для подачи доков на юридическое направление достаточно 10, а на экономическое – 9 баллов).

2. Обучение длится шесть лет, после чего следует единственный трехчасовой экзамен Medicos Internos Residentes — MIR . В день, когда он проходит, это топ-новость на всех радио- и телеканалах страны. 250 вопросов экзамена (по форме это тесты с 4-мя вариантами ответов) охватывают все разделы медицины. Каждое задание — это описание определенного клинического случая или оценка диагностической визуализации. Задания готовят лучшие специалисты страны, вопросы ежегодно меняются, надежность MIR считается абсолютной. Баллы, полученные за экзамен, составляют 90% финальной оценки выпускника, остальные 10% определяются средней оценкой университетского диплома.

3. Исходя из количества полученных за MIR баллов выпускник может выбирать ту или иную профессию и медицинское учреждение для прохождения резидентуры. Лучшие результаты позволяют выбрать наиболее престижные специальности и базы для прохождения резидентуры. Если экзамен не пройден, то выпускник медицинского факультета может работать на «технических» позициях, таких как выписывание справок, заполнение анкет в приемных отделениях госпителй.

4. Резидентура длится 4-5 лет в зависимости от специальности. Ее по закону нельзя совмещать с другой работой. Резидентура не связана с университетами и проходит на базе медучреждений, прошедших специальную аккредитацию. Т.е. полностью разделены процессы «образование» и «подготовка» будущего врача. Медуниверситеты подчинены министерству образования, система резидентуры – минздраву.

5. В ходе резидентуры будущие врачи вначале наблюдают за работой своих наставников, а потом постепенно принимают на себя все больше врачебных обязанностей, начинают дежурить и сами вести прием пациентов.

6. Показатели качества подготовки четко определены, описаны, фиксируются. Выполнение программы – задача для самого резидента.

7. Престиж специальности семейного врача не меньше, чем хирурга.

8. Оценка профессиональной карьеры врача определяется четырьмя векторами: клиническая работа (вес показателя до 50%), последипломное образование (12%), преподавание (8%), научная работа 15%, kpi’s в конкретном медучреждении (15%).

Несмотря на то что на конференции обсуждались масштабные отраслевые вопросы, много идей и концептов получилось вынести для работы клиники. Так, мы в VERUM Clinic (моё место работы на время публикации, — Е.Ч.) точно так же видим профессиональную траекторию работы врача как многовекторную (обучение, преподавание, наука, социальные акции, а не только «принимать пациентов»)… Мы также стремимся четко описывать процессы и фиксировать ключевые параметры работы. Также тщательно продумываем маршруты пациентов с учетом наших ресурсов, работаем над информатизацией процессов.

Автор: Елена Черненко

Оригинал публикации

Актуальные публикации

Добавить комментарий