Глазами пациента

О чтении мыслей, УЗИ и телевизоре

В фейсбуке ходит шутка-демотиватор: «врач во время УЗИ смотрела телевизор». Но это совсем не смешно, а грустно и реалистично. Одно из самых распространенных когнитивных искажений в нашем социуме – «чтение мыслей». Это склонность якобы безошибочно делать выводы о суждениях окружающих, никак не проверяя и не уточняя своих гипотез, и еще – вера в телепатию. В то, что ход наших мыслей автоматически понятен всем, с кем мы общаемся в данный момент времени.

Это когнитивное искажение вредит даже личным отношениям, самых близких друг другу людей. Но намного больше проблем создает в профессиональной среде, во многих отраслях типа «человек-человек», где есть «исполнитель» и «потребитель» определенной услуги, и где есть взаимодействие между ними.

И практически везде, во всех сферах Исполнитель склонен неосознанно ощущать, что «всё понятно», «само собой разумеется», «очевидно», а для Потребителя это терра инкогнита, когда каждое следующее микрособытие непредсказуемо, где какие-то мелкие особенности происходящего непонятны, потому что, например, конкретно этот узкоспециализированный процесс – нечто, с чем я как Потребитель столкнулся впервые.

А если это медицинский процесс, то я как Пациент еще и нахожусь в особом состоянии, когда уровень стрессорных гормонов повышен, уязвимость повышена, рациональное восприятие же, наоборот, притуплено. Даже если это не диагностика и лечение в вопросах жизни и смерти, всё равно эти микроизменения, микросмещения восприятия у любого человека в роли Пациента происходят.

Итак, Исполнитель-Врач, которому все понятно, и Пациент, который видит ситуацию по-другому. Но это все предпосылки. А выстреливает банальное неумение объяснять. Проговорить наперед, стараясь взглянуть на ситуацию глазами Другого. Не оставаться на автопилоте, когда это уже n-ный пациент за день, за неделю, за весь врачебный опыт….. и когда, казалось бы, наперед знаешь, что он сейчас спросит или скажет («чтение мыслей»!), а быть живым и реагирующим в коммуникации. Не только давать пас, но и получать обратную связь.

Автор: Елена Черненко

Оригинал публикации

Актуальные публикации

Добавить комментарий